1 января стартует 44-й ралли-марафон «Дакар», который пройдет в Саудовской Аравии. На протяжении всего декабря команда «КАМАЗ-мастер» готовилась к стартам на сборах в Набережных Челнах под чутким руководством специалистов Инновационного центра. Перед отъездом команды на старты мы пообщались с пилотом «КАМАЗ-мастер» Дмитрием Сотниковым, победителем «Дакар»-2021 о подготовке и тестированиях, а также о праздновании Нового года не в России.

— Как проходила подготовка к ралли «Дакар»?

Подготовка растянута на весь год. Сейчас осталось пару дней до отъезда в Саудовскую Аравию на старты, поэтому провели крайнюю тренировку в зале, легкую, на растяжку. Весь декабрь было много нагрузки, поэтому сейчас, за неделю до старта, надо восстановиться и отдохнуть.

— Как вы восстанавливаетесь после тренировок?

По-разному, например, сегодня сделали комплекс на вытяжение. Сам стараюсь по возможности больше потянуться, добавлять активности, прогулки.

Мы взяли три дня на перезагрузку хотя бы моральную, чтобы провести время с семьей, сходить в баню, встретиться с друзьями. Дальше начнется полноценная концентрированная работа.

— Традиционно гонки ралли «Дакар» начинаются в первых числах января, и грядущий старт не исключение, первая гонка будет 1 января. Как планируете встретить Новый год?

В странах, где мы были на ралли до этого, например, Чили, Аргентине, нет такого яркого Нового года, как в России. В этом году, думаю, мы командой соберемся в ресторане. Как правило, встречаем Новый год по московскому времени, чтобы можно было близких поздравить по видеосвязи, послушать речь президента. Традиционно привозим с собой небольшую елку, а если есть возможность, то и повара, который может приготовить блюда традиционной русской кухни.   

— Есть активные виды спорта, например, биатлон, фигурное катание, футбол. Там понятно, как к ним готовиться, как тренироваться. А как готовиться к гонкам? На что делают упор при подготовке пилоты команды «КАМАЗ-мастер»?

Это сложный процесс, до конца нет понимания, конкретного рецепта или технологий, как готовить гонщиков. У нас есть схожести с другими профессиональными спортсменами: должна быть общая выносливость, над которой мы работали в этом году, старались ее приподнять. Во время гонки у нас есть такие задачи как замена колеса, например, или откапывание машины, поэтому нам необходима выносливость. Важна реакция, есть упражнения на реакцию и координацию: мячи, координационные лестницы. Стараемся добавлять упражнения для развития зрения, чтобы расширить поле зрения, ведь мы едем по открытой местности, и пилот должен хорошо видеть и реагировать на все. Необходимо развитие специальных психологических навыков.

Если тренировать все эти показатели в полном объеме, на это уйдет целый день, а нам приходится совмещать работу с тренировками. Благо, зал в том же здании, где расположен рабочий цех, поэтому эти тренировки включаем в разные дни и комбинируем.

Отмечу важность развития гибкости и растяжки. А также формирование крепкого мышечного корсета. Допустим, едем мы 5-6 часов без перерыва, это очень много, после гонки могут быть болевые ощущения и спазмы, поэтому в нашей команде есть массажист.

Какие-то специальные упражнения мы берем из подготовки гонщиков Формулы-1.

— Какие цели для себя вы ставили в подготовке к грядущему «Дакару»?

Одной из целей было повышение общей выносливости. В своей подготовке использую много беговых тренировок. Мне это подходит и позволят легче переносить соревновательный период и быстрее восстанавливаться после гонок. Сейчас я доволен результатами, стараюсь сохранить форму.  

— Поменялась ли тактика подготовки к этому ралли по сравнению с подготовкой к прошлым стартам?

Конкретно моя тактика не поменялась. Дополнительно в этом году мы начали активно использовать мониторы сердечного ритма, которыми пользуются ведущие спортсмены других видов спорта. Увеличили количество тренировок в бассейне, беговых и на лыжах. Специалист Инновационного центра Андрей Бояринов объяснил, что функциональная подготовка является базой для любых других видов тренировочной деятельности. Я это ощутил на себе: заметил, что стало легче переносить физические нагрузки и быстрее восстанавливаться.  Думаю, у многих ребят форма в этом году стала лучше. Повысилась общая, специальная и силовая выносливость.

— Команда «КАМАЗ-мастер» обновилась по сравнению с прошлым годом?

Я бы не сказал, что сильно обновилась, потому что костяк складывается годами, и надо немало времени, чтобы человек попал в кабину. Из состава 12 человек, которым мы сейчас будем выступать, у нас только один новый механик, но он уже был готов – до этого участвовал в Чемпионате России. Остальные уже опытные, по два «Дакара» минимум проехали.

— Какие тестирования проходили? 

Мы определили уровень аэробной подготовленности, провели тест с непрерывно возрастающей нагрузкой на велоэргометре. Для меня одним из самых сложных тестов, оказался «берпи», которой делаешь в течение двух минут на максимальное количество раз. У нас рекорд в команде – 54 повторения, в этом же году ребята сделали 50-51 раз, и это очень хорошие показатели. Без специальной подготовки этот тест выбивает из жизни на несколько часов.  

Есть еще тест – жим лежа, определяющий максимальную силу рук, он тоже оказался непростым. В этом году мы старались набрать базовых показателей, чтобы потом от них отталкиваться. Тесты все разнообразные, было очень интересно их проходить. Одновременно тесты проходили в виде соревнований внутри команды: ребята приходили, смотрели, кто сколько делал, и это подталкивало и мотивировало на максимальную выкладку. Еще был тест на гребном тренажере, он делается 30 секунд. Выдавать на нем максимум – непростое испытание.

— Тренировочные планы корректирует тренер или еще кто-то?

У нас есть тренер, который постоянно с нами, и у него задача: ориентируясь на годовую программу, готовить ребят к тренировочным сборам.  Также совместно со специалистами Инновационного центра Олимпийского комитета России проводится дистанционный мониторинг нашей спортивной деятельности, и, если нужно, вносятся корректировки. Мы со специалистами Инновационного центра в непрерывном общении и контакте.

— Какие тесты, на ваш взгляд, самые эффективные для пилотов «КАМАЗ-мастер»?

Думаю, что это «Берпи», тест на тренажере Concept, тесты на силу, мощность, пульсометрия, гипоксическая устойчивость, а также тесты и тренировки по психологии.

28 / 12 / 2021

партнеры